Музей-заповедник «Александровская Слобода» всегда
стремился дать своим гостям образное и вместе с тем наиболее объемное
представление о Государевом дворе Ивана Грозного. Именно поэтому наряду
с посещением уникальных памятников архитектуры царского кремля
и гармонично вписывающихся в их белокаменный интерьер экспозиций
посетителей музея знакомят со службами, которые обеспечивали быт
самодержца и его приближенных.
Известно, что в Александровской слободе на Государевом дворе Ивана
Грозного, кроме парадных зал и палат, жилых и постельных хором,
существовало множество дворцовых построек, принадлежавших
к разнообразным хозяйственным службам. Одной из них была гончарная
мастерская. По результатам последних археологических исследований
на территории Александровского кремля можно с уверенностью говорить
о том, что здесь производили свою керамику, предназначенную для самых
различных целей. Важную функцию она выполняла в архитектуре: это
и черепица различных видов — типа «бобровый хвост», зеленая муравленая,
а также плитка, ведь в слободских дворцовых сооружениях полы были
выполнены по принципу итальянских мозаичных, только вместо мрамора
использовалась глина. Выполняли в такой мастерской и необыкновенной
красоты изразцы — красные рельефные (без использования глазури),
муравленые рельефные. И, конечно, делали различную посуду, без которой
невозможно было обойтись в быту, даже царском. Это были кружки, тарели,
крынки, лотки, жбаны, рукомойники, вазы — всего и не перечислишь!
Поэтому органичным продолжением рассказа о службах Государева двора стало открытие Музейного творческого центра,
воссоздающего работу царской гончарной мастерской. Соответствующую
атмосферу создает сама белокаменная сводчатая палата XVII в.
с великолепной замковой розеткой в центре. Попадая сюда, вы сразу
переноситесь в другое время — с дубовыми столами и лавками, коваными
сундуками, разнообразной (давно забытой, а многими и не виданной)
глиняной посудой и, конечно же, с главным рабочим инструментом гончара,
придававшим волшебный характер труду мастера, — гончарным кругом.
Скорее всего, такой же или ему подобный находился в мастерской XVI в.,
ведь форма круга традиционна и мало менялась с течением времени.
А в продолжение этого путешествия во времени на пороге мастерской вас
встречает гончар, одетый в соответствии со старинными традициями.
В эту историческую и одновременно творческую атмосферу погружаются
дети и взрослые, приходя на занятия в Музейный центр. Очень интересно
наблюдать за выражением лиц, на которых изумление сменяется
любопытством, а оно, в свою очередь, радостью от соприкосновения с
«живой историей» — исконно русскими ремеслами. Чего стоит возможность
самим покрутить гончарный круг и вылепить глиняную безделицу!
В Музейном творческом центре каждый сможет не только по достоинству
оценить мастерство гончара, но и принять самое активное участие
в творческом процессе, оказавшись в роли подмастерья. На гончарном
круге, выполненном по старинным образцам, или просто руками вы под
руководством мастера получаете возможность вылепить горшок или крынку,
забавную игрушку и даже новогодний сувенир. Вам предложат отдельное
занятие, на котором можно будет самим изготовить изразец — обожженную
глиняную плитку, крепившуюся в кладке стены или печи. Ее лицевую
сторону орнаментировали рельефным узором, покрывали муравой, цветными
глазурями. Изразцовые декоры составляли единое целое с архитектурным
решением зданий, подчеркивая их особенности и демонстрируя тем самым
самобытность и неповторимость. Музей-заповедник обладает очень
интересной коллекцией (красные, муравленые, многоцветные изразцы),
которая позволяет проследить развитие этого вида искусства в России.
История архитектурных деталей из музейной коллекции неразрывно связана
с историей самой Александровской слободы. Самые древние из хранящихся
в музее образцов керамики относятся к концу XVI — началу XVII вв.
Вероятно, именно в этот период — время царствования Федора Иоанновича —
появились здесь первые изразцовые печи. А при Петре I их было
в Государевых хоромах и помещениях Дворцового приказа Александровской
слободы уже более двадцати. Ежегодно во время археологических раскопок
на территории музея находят замечательные образцы керамики. В июле 2005
года был найден красноглиняный сюжетный изразец конца XVI века. Хорошо
видно рельефное изображение пушки и пушкаря, подносящего к запалу
фитиль. Также в коллекции музея есть великолепные муравленые (зеленые)
и многоцветные изразцы. Неслучайно посетителям центра предлагается
изготовить изразец по подобию тех, что есть в коллекции музея.
А украсить свои изделия можно точно так же, как и в XVI веке —
процарапыванием или жидкой глиной — ангобом. Великолепные изразцы,
старинные горшки с древними орнаментами украшают «Царскую мастерскую».
Кроме того, здесь давно забытые щанки, рукомой, кашник, жбан
и множество другой необходимой и занятной посуды, к сожалению, вышедшей
из употребления.
А для того, чтобы посещение Музейного творческого центра запомнилось
надолго, каждый может забрать образчик своего творчества. Для этого
в музейных условиях производится обжиг глиняных изделий в муфельной
печи. Это настоящий подарок для терпеливых и настойчивых, поскольку
технология обжига такова, что на сушку изделий требуется около недели.
Ведь работа в мастерской, как и любая, требующая внимания, усердия
и особого старания, не терпит поверхностного отношения.
В работе центра есть и еще одно не менее важное и интересное
направление. Это знакомство с таинственным и загадочным миром народной
куклы, их изготовление по старинной традиции и технологии. Хочется
процитировать слова писателя А.Д.Синявского: «Без нее, без куклы,
мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить
на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли…». В Музейном
творческом центре — увлекательное знакомство с историей появления
народной куклы; русскими обрядами и традициями, связанными с ее
изготовлением; особенностями народного костюма.
При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ из мира
детства. Но всегда ли это было так? Современному, а особенно городскому
человеку, сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной
стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой —
общеизвестны веселые деревенские праздники, которые сопровождались
различной символикой и ритуальными предметами. Важнейшее место среди
них занимала и кукла. Она была самым понятным и доступным «посредником»
между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее
способ изготовления куклы, тем действеннее ее «волшебная» роль.
Существовало поверье, что при изготовлении таких кукол нельзя было
использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог
пораниться. Поэтому ткань и нитки рвали руками. А еще непременным
условием была безликость куклы. Игра с куклой, не имеющей лица,
побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение
и характер, представлять в разных игровых ситуациях. Девочки-подростки
делали такие игрушки себе и младшим детям, одевали их по своему вкусу
с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, умело
и аккуратно ли девочка выполняет кукольную одежду. По прилежанию
и качеству изготовления судили о готовности к обучению настоящему
ремеслу. Если платье получалось красивым, а наряд гармоничным, значит,
девочка была готова серьезно обучаться шитью взрослой одежды, ее можно
отдавать в ученицы к мастерице. Умиротворение и радость приходят, когда
ребенок забавляется с такой игрушкой, сделанной из мягких
хлопчатобумажных и льняных тряпочек.
Многие куклы специально изготавливались к важным событиям
крестьянской жизни. Каждая из них имела свое назначение. Куклу,
выполненную для младенца или будущего ребенка, называли
куклой-пеленашкой. На посиделках мастерили из природного материала
кукол-десятиручиц. Делали их в подарок, чтобы и зимой хозяйка без дела
не сидела: пряла, вязала, стряпала — и все успевала. Вот кукол-кубышек
дарили на Рождество, чтобы в доме деньги водились — в ручки, голову
и подол заворачивали по монетке.
Еще история хранит память об оригинальной кукле-каше, которую дарили
девочке вместе с глиняным горшочком и пожеланием успехов в освоении
азов кулинарного мастерства. Основной секрет ее изготовления состоял
в неукоснительном соблюдении пропорциональности, и служила она своего
рода мерой юной хозяйке. Чтобы сварить не только вкусную, но и
«правильную» кашу, нужно было следовать неписаной инструкции: по ножку
(кукле) — крупа, по пояс — вода, по шейку — кашка.
Куклы, как главные действующие лица обрядов и многовековых традиций
наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. Являясь
частью культуры, они сохраняют в своем трогательном образе черты
создающего их народа. К сожалению, сейчас об этом забыли, как и о том,
что нужно прививать ребенку культуру игры. В результате занимательного
творческого занятия-игры, общения с необычной куклой или при
изготовлении настоящей глиняной поделки ребенку передается опыт
поколений и традиционной славянской культуры. В этом роль «Царской
мастерской» поистине неоценима, поскольку возвращение к истокам
традиционной отечественной культуры на основе использования
образовательного потенциала уникального историко-культурного наследия
малой родины — главная задача Музейного творческого центра.
Светлана Вершинина,
зав. отделом музея-заповедника.
http://www.alexnews.info/archives/2389